Средний класс
Александр Орлов
Ведущий аналитик компании "Эксперт МА" |
На мой взгляд, универсального для всех стран определения среднего класса не существует.
Объясню свою позицию. Как известно, впервые о срединной социальной общности заговорил
Аристотель. Краеугольным камнем в его определении является тезис о том, что вышеозначенная
социальная общность в силу своей высокой адаптивной способности максимально заинтересована
в как можно более долгом сохранении общественных отношений, сложившихся в текущем
историческом периоде. Из этого вытекает, что средний класс - это часть населения
страны, полностью адаптировавшаяся к существующим реалиям, но не имеющая рычагов
влияния на общественные процессы (иначе бы не изменялись сами, а занялись преобразованием
социальных отношений в целом). Носители описанной мировоззренческой установки
в разных странах владеют различными жизненными ресурсами, в зависимости от экономического
и исторического контекста. Приведу пример. Общепризнанно, что автомобили марки
Opel позиционируются производителем как машины для среднего класса. В интервью
журналу "Эксперт" (№3, 2003) председатель и управляющий директор Adam
Opel AG Карл Питер Форстер отметил, в частности, следующее: "Как и в Америке,
европейский автомобильный рынок переживает не лучшие дни. Но это лишь внешнее
сходство. На самом деле ситуация в этих регионах совсем разная, и это не позволяет
нам в полной мере использовать американский опыт стимулирования продаж..."
Вроде бы компания работает со средним классом, а "ситуация в регионах совсем
разная". Поэтому ниже приведено определение исключительно российского среднего
класса.
Средний класс в России - люди, обладающие доходом, позволяющим тратить на питание
не более 1/3 совокупного дохода семьи; работой, которая является способом самореализации;
имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении; - менталитетом, позволяющим
адаптироваться к реальности и вести активную жизнь.
Если оценивать людей по каждому критерию в отдельности, то:
1) Весной 2001 года по доходному показателю граница среднего класса проходила
на рубеже 200 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 150 долларов
в регионах. Кроме трат на питание в размере 34% семейного бюджета (почти 90%
средних русских живут в семьях из 3-х человек - самостоятельно либо с родителями),
при достижении указанной доходной границы происходит скачок потребления, определенный
через обладание 10 "статусными" предметами (сотовый телефон, автомобиль,
компьютер, телевизор с диагональю не менее 72 см, видеокамера, шкаф-купе, банковская
карта, дисконтная карта, мебель со встроенной бытовой техникой, посудомоечная
машина). Но дело в том, что граница среднего класса, выраженная через абсолютные
показатели дохода, действительна в России только на определенном временном отрезке.
По данным РосБизнесКонсалтинга за последние 2 года инфляция в России составила
34% в рублевом эквиваленте, поэтому нижняя граница среднего класса, определяемая
по доходу, к началу 2003 года сместилась до отметки 250-270 долларов на каждого
члена семьи в месяц в Москве и 180-200 долларов в регионах. Численность среднего
класса, определяемого только по доходу, составляет на начало 2003 года порядка
20% населения России.
2) Работа является средством самовыражения для 80% работающих представителей
среднего класса или 12% населения страны. На это указывает наличие мотивации,
не связанной с получением заработной платы (работают ради общественного признания,
достижения власти, чувства принадлежности к чему-либо и т.д., всего семь мотивационных
групп).
3) Собственностью, о которой необходимо заботится (имеется в виду дополнительная
недвижимость - дача, вторая квартира, коттедж), обладают 60% среднего класса,
определяемого по доходу или 12% населения страны.
4) Устойчивый образ жизни (живут по определенной "схеме" свыше 7 лет)
имеют 47% средних русских, определяемых по доходу (10% населения). Еще у 32%
средних русских, определяемых по доходу, образу жизни, в настоящее время формируется
(живут по определенной "схеме" от 1 года до 7 лет) (еще 6% населения).
5) Активный образ жизни (не реже 1 раза в неделю уделяют время хобби и (или)
посещают развлекательные заведения и (или) участвуют в общественных мероприятиях)
ведут 57% среднего класса, определяемого по доходу (11% населения страны).
6) Важной характеристикой менталитета является исповедание коллективизма или
индивидуализма. Эти качества ярко проявляются у 15% населения, имеющего доход
свыше названного минимума, еще 3% населения в одних ситуациях проявляют себя
как коллективисты, а в других как индивидуалисты, причем примерно в равных пропорциях.
Критерии 4), 5), 6) являются признаками личностной адаптированности к сложившимся
социальным условиям. Одновременно всем трем критериям соответствует 37% среднего
класса, выделяемого по доходу, или примерно 7% населения страны. Почти адаптированы
к условиям жизни, то есть одновременно выполняются каких-либо два условия из
трех, еще 40% среднего класса, выделяемого по доходу или 8% населения страны.
Таким образом, адаптированы или почти адаптированы к жизни 15% населения страны.
Одновременно всем пяти критериям зачисления в российский средний класс удовлетворяет
всего 4% населения. Но каким-либо четырем из пяти критериев соответствует уже
11% населения страны, то есть 15% населения.
Учитывая, что в России никогда не было устойчивой исторической традиции выделения
срединной социальной общности, то приведенные цифры свидетельствуют о том, что
на современном этапе происходит активное формирование слоя средних русских.
http://www.glossostav.ru/word/4/ |
|
|