Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR


Средний класс


Александр Орлов
Ведущий аналитик компании "Эксперт МА"


На мой взгляд, универсального для всех стран определения среднего класса не существует. Объясню свою позицию. Как известно, впервые о срединной социальной общности заговорил Аристотель. Краеугольным камнем в его определении является тезис о том, что вышеозначенная социальная общность в силу своей высокой адаптивной способности максимально заинтересована в как можно более долгом сохранении общественных отношений, сложившихся в текущем историческом периоде. Из этого вытекает, что средний класс - это часть населения страны, полностью адаптировавшаяся к существующим реалиям, но не имеющая рычагов влияния на общественные процессы (иначе бы не изменялись сами, а занялись преобразованием социальных отношений в целом). Носители описанной мировоззренческой установки в разных странах владеют различными жизненными ресурсами, в зависимости от экономического и исторического контекста. Приведу пример. Общепризнанно, что автомобили марки Opel позиционируются производителем как машины для среднего класса. В интервью журналу "Эксперт" (№3, 2003) председатель и управляющий директор Adam Opel AG Карл Питер Форстер отметил, в частности, следующее: "Как и в Америке, европейский автомобильный рынок переживает не лучшие дни. Но это лишь внешнее сходство. На самом деле ситуация в этих регионах совсем разная, и это не позволяет нам в полной мере использовать американский опыт стимулирования продаж..." Вроде бы компания работает со средним классом, а "ситуация в регионах совсем разная". Поэтому ниже приведено определение исключительно российского среднего класса.

Средний класс в России - люди, обладающие доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи; работой, которая является способом самореализации; имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении; - менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь.

Если оценивать людей по каждому критерию в отдельности, то:
1) Весной 2001 года по доходному показателю граница среднего класса проходила на рубеже 200 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 150 долларов в регионах. Кроме трат на питание в размере 34% семейного бюджета (почти 90% средних русских живут в семьях из 3-х человек - самостоятельно либо с родителями), при достижении указанной доходной границы происходит скачок потребления, определенный через обладание 10 "статусными" предметами (сотовый телефон, автомобиль, компьютер, телевизор с диагональю не менее 72 см, видеокамера, шкаф-купе, банковская карта, дисконтная карта, мебель со встроенной бытовой техникой, посудомоечная машина). Но дело в том, что граница среднего класса, выраженная через абсолютные показатели дохода, действительна в России только на определенном временном отрезке.
По данным РосБизнесКонсалтинга за последние 2 года инфляция в России составила 34% в рублевом эквиваленте, поэтому нижняя граница среднего класса, определяемая по доходу, к началу 2003 года сместилась до отметки 250-270 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 180-200 долларов в регионах. Численность среднего класса, определяемого только по доходу, составляет на начало 2003 года порядка 20% населения России.
2) Работа является средством самовыражения для 80% работающих представителей среднего класса или 12% населения страны. На это указывает наличие мотивации, не связанной с получением заработной платы (работают ради общественного признания, достижения власти, чувства принадлежности к чему-либо и т.д., всего семь мотивационных групп).
3) Собственностью, о которой необходимо заботится (имеется в виду дополнительная недвижимость - дача, вторая квартира, коттедж), обладают 60% среднего класса, определяемого по доходу или 12% населения страны.
4) Устойчивый образ жизни (живут по определенной "схеме" свыше 7 лет) имеют 47% средних русских, определяемых по доходу (10% населения). Еще у 32% средних русских, определяемых по доходу, образу жизни, в настоящее время формируется (живут по определенной "схеме" от 1 года до 7 лет) (еще 6% населения).
5) Активный образ жизни (не реже 1 раза в неделю уделяют время хобби и (или) посещают развлекательные заведения и (или) участвуют в общественных мероприятиях) ведут 57% среднего класса, определяемого по доходу (11% населения страны).
6) Важной характеристикой менталитета является исповедание коллективизма или индивидуализма. Эти качества ярко проявляются у 15% населения, имеющего доход свыше названного минимума, еще 3% населения в одних ситуациях проявляют себя как коллективисты, а в других как индивидуалисты, причем примерно в равных пропорциях.
Критерии 4), 5), 6) являются признаками личностной адаптированности к сложившимся социальным условиям. Одновременно всем трем критериям соответствует 37% среднего класса, выделяемого по доходу, или примерно 7% населения страны. Почти адаптированы к условиям жизни, то есть одновременно выполняются каких-либо два условия из трех, еще 40% среднего класса, выделяемого по доходу или 8% населения страны. Таким образом, адаптированы или почти адаптированы к жизни 15% населения страны.
Одновременно всем пяти критериям зачисления в российский средний класс удовлетворяет всего 4% населения. Но каким-либо четырем из пяти критериев соответствует уже 11% населения страны, то есть 15% населения.
Учитывая, что в России никогда не было устойчивой исторической традиции выделения срединной социальной общности, то приведенные цифры свидетельствуют о том, что на современном этапе происходит активное формирование слоя средних русских.





http://www.glossostav.ru/word/4/