Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR


Средний класс


Ксения Теляковская
Генеральный директор московского рекламного агентства "Баркстел"


Мы часто используем понятие "среднего класса" для определения целевых аудиторий рекламируемого товара. Но поскольку это определение достаточно условно, чаще всего мы его уточняем: "средний +" или "средний -". Первый ближе к "малообеспеченному слою", а второй уверенно тянется к "элите". Конкретные суммы и цифры дохода озвучиваются по-разному, в зависимости от региональности: от 200-250 $ на так называемую "ячейку" до 500-600$ (вся Россия-Матушка и Москва + города-миллионники). Но не только доход служит единственным критерием определения классовости (поскольку в нашей стране достаточно приблизителен). Многие исследовательские компании определяют класс и доход опосредованно: наличие квартиры и ее площадь, количество телевизоров и видеомагнитофонов в семье, машина, стиральная машина, пользование общественным транспортом, процент семейного бюджета, который уходит на еду и т.д. Например, медиа-планы для телевидения составляются по аудитории, исследованной по подобной методике.
Вообще, средний класс на Западе и у нас - это совершенно разные вещи. На Западе, в Европе или в США, средний класс - основная потребительская сила, хорошо прогнозируемая и составляющая основной процент населения, а элита и нищета кодируются достаточно точно и явно выделяется на фоне достаточно обеспеченного и тривиально буржуазного "середняка". В России же категория среднего класса как основной прослойки населения со стабильным доходом и уверенностью в завтрашнем дне если и существует, то только в Москве и, может, еще в 5-6 городах, не больше. Конечно, равняться по доходам с иностранцами мы пока еще не можем, особенно в рамках всей страны, но сравнение "их" среднего и "нашего" среднего классов по стабильности получаемого дохода достаточно понятно.
Итак, создавая любую рекламу, мы всегда апеллируем к цене продукта и соответственно к той аудитории, на которую он рассчитан.
Но не стоит прямо упоминать понятие "средний класс" в рекламе, поскольку никто так до сих пор и не знает, к какому классу он сам принадлежит, а самое главное, точно не понимает какой потребитель и как на это реагирует. Думаю, что лучше всегда необычно и креативно презентовать товар, а не заигрывать с потребителем, пытаясь классифицировать его тем или иным образом.
Такой прием часто используется в рекламе недвижимости, пытаясь тем самым показать некую демократичность цен на продаваемые объекты. Но как должен реагировать человек, относящий себя к среднему классу, с доходом на семью около $600, если ему предлагают купить квартиру для среднего класса "всего" за $100-150 тысяч? Путем примитивного расчета получается, что копить он должен порядка 15-20 лет, и то ничего не тратя.
Цель настоящей рекламы - привлечение покупателя для конечной покупки путем обыгрывания объективных характеристик продукта, к коим понятие "среднего класса" отнести достаточно сложно.
Сегодня на экране существует достаточно пресный и банальный образ сладкоголосой семьи за круглым столом, которая может ассоциироваться со средним классом. Совокупный образ среднего класса складывается из следующих составляющих: чистенько одетая, сытая семья за столом на новенькой кухне, напичканной встроенной техникой; армия молодых женщин, маниакально следящих за своей внешностью и скупающих "заграничную" косметику; современные офисные работники, от которых веет благополучием и тринадцатой зарплатой. В принципе, большинство рекламы, особенно на телевидении, рассчитано на определенный доход, чаще всего не самый низкий, поэтому около 80% того, что мы видим, это - "среднеклассовые" завлекалочки.




http://www.glossostav.ru/word/4/